Интервью с Евгением Ставицким, собственником интернет-магазина товаров для дома comoda.com.ua
На днях я пообщался с Евгений Ставицким, который является руководителем двух интернет-магазинов:
1. Для начала расскажи пару слов о себе.
Меня зовут Евгений, 32 года. Последние несколько лет я занимаюсь e-commerce и интернет-маркетингом. В данный момент являюсь собственником и руководителем двух интернет-магазинов. В 2016 году закончил курсы по вэб-разработке и продвижению проектов (академия ШАГ), также продвинутые курсы по контекстной рекламе. Являюсь сертифицированным специалистом по контекстной рекламе Google Adwords.
2. Можешь подробнее рассказать о своих магазинах?
В данный момент у меня два проекта: интернет-магазин товаров для дома comoda.com.ua и интернет-магазин рыболовных товаров fishmart.com.ua. Проекты еще молодые, но достаточно перспективные.
- Какие у тебя впечатления от каждой CMS с которой ты работал? Какую CMS ты взял бы сейчас для нового проекта?
Изначально comoda была на CMS MODx, но базовый функционал и ограниченность решений, отсутствие адаптивного дизайна меня не устроила, так как хотелось не отставать от современных требований. Было принято решение переехать на CMS Simpla. Ребята из студии simplamarket выполнили задачу качественно, в срок и по достаточно лояльной цене. Мы продолжаем сотрудничать и я доволен быстрым и качественным суппортом проекта со стороны ребят из симпламаркета, хотя огорчает отсутствие какой-либо поддержки или обновлений от разработчиков CMS. Также хочу отметить, что Simpla позволяет довольно гибко внедрять как и стандартные доработки, так и индивидуальные решения.
Проект fishmart изначально разрабатывался на платформе 1С Битрикс и сейчас продолжает базироваться на ней. В моем случае крайне важна интеграция с 1С и в данный момент полностью переделывается механизм функционирования и сайт в ближайшее время обретет новый дизайн, современный функционал, качественную синхронизацию с CRM и будет соответствовать течению времени и самое главное, станет максимально удобным для пользователя.
Касательно того, какую брать CMS для нового проекта - ответить однозначно нельзя. Все зависит от задач проекта. Кому-то хватит "коробочного" решения с простым функционалом, а кому-то возможно придется "писать" свою систему управления контентом под свои нужды и не быть ни в чем ограниченным. А есть еще и такие случаи, когда CMS вообще не нужна (лендинг или сайт-визитка). Так что при выборе CMS в первую очередь нужно руководствоваться своими задачами, целями и конечно же смотреть в будущее.
- С какими трудностями пришлось столкнуться на начальном этапе для каждого проекта?
На начальном этапе главными задачами было привлечение трафика, наработка клиентской базы. Ведь не секрет, что 80% оборота интернет-магазина делают как раз постоянные покупатели. Что касается трудностей, то они были вызваны исключительно отсутствием элементарного опыта работы в этой сфере. И приходилось все ошибки пропускать через себя и иногда это несло определенный вред проектам, но и как позитив - огромный опыт мне, как маркетологу и собственнику.
- Какая самая большая проблема, с которой ты столкнулся в процессе работы с e-commerce??
Главная проблема, повторюсь, это отсутствие опыта и специальных знаний e-commerce. Мне удалось совместить учебу и внедрение всех полученных знаний в свои проекты. Работа в этой сфере требует постоянного совершенствования знаний, регулярного мониторинга трендов, внедрения “фишек”. Рука должна быть всегда на пульсе, так как темп роста и развития e-commerce в наши дни невероятно высок, растет конкуренция, меняются поисковые алгоритмы, факторы ранжирования и т.д. Поэтому даже кратковременное бездействие может дорого обойтись.
- Через какое время твои проекты начали выходить на окупаемость и приносить прибыль, и если не секрет, то какую сумму реинвестируешь в развитие и продвижение проекта??
Срок окупаемости проектов составил около года. Но цели были совсем другие, и чтобы выйти на те цифры, которые хотелось видеть - нужно было инвестировать дальше. Практически вся прибыль полученная с магазинов шла на реинвестиции. Это затраты на продвижение, на доработку функционалов, на оплату труда новых сотрудников. Даже приходилось привлекать внешние инвестиции, так как оборотки не всегда хватало на покрытие постоянных затрат.
- Какие способы рекламы и продвижения сайта используешь, и какие из них, по твоему мнению, наиболее эффективные?
Сайты продвигаю как платными, так и бесплатными методами. Это органический траффик в поисковых системах (SEO), социальные сети, контекстная реклама, e-mail маркетинг, крауд-маркетинг. Все каналы по своему эффективны. Но использовать нужно все, а потом смотреть на аналитику и принимать решение какой канал нужно развить, в какой инвестировать больше. В зависимости от тематики сайта, от целевой аудитории и вашего бюджета нужно выстроить эффективную работу всех каналов продаж и тогда будет вам счастье.
- Привлекаешь ли исполнителей на аутсорс или всё делаешь своими силами? Есть ли люди, который работают на ставке?
В данный момент продвижением и маркетингом на 70% занимаюсь сам. На аутсорсе привлекаю копирайтеров, крауд-маркетинг специалистов, web-разработчиков. Штатные сотрудники в основном занимаются сопровождением заказов и частично SMM работой.
- Какой совет ты можешь дать тем, кто только открывает или собирается открыть свой магазин?
Всем кто решился открыть интернет-магазин, хочу посоветовать сперва определить маркетинговые цели, оценить конкуренцию, изучить целевую аудиторию, просчитать бюджеты на продвижение и рекламу. Составить бизнес-план проекта. И только после этого рисовать дизайн. Зачастую начинающие e-коммерсанты делают наоборот, и в итоге сталкиваются с трудностями и множеством подводных камней о которых даже не догадывались. Меня тоже это не обошло стороной и ошибки приходилось исправлять по ходу пьесы. Но все-таки лучше их предотвратить!
Спасибо большое за то что ты нашел время ответить на наши вопросы. Удачи тебе в твоих проектах.